443004, г. Самара,
ул. Зеленая, д. 15 а

443004, г. Самара,
ул. Зеленая, д. 15 а

Организация питания

Правильное питание — здоровое питание — залог здоровья!

В дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильные представления о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни.

Питание — один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно-психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно-приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в МБДОУ уделяется особое внимание.

В дошкольном учреждении установлено 4-разовое питание (завтрак и второй завтрак, обед, полдник, ужин). Меню составляется с использованием продуктов, включённых в ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для детей. В МБДОУ предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и др.) включаются 2-3 раза в неделю (пункт 15.7. СанПиН 2.4.1.3049-13).

Суточная калорийность примерных меню для детей от 1,5 до 3 лет составляет 1400 ккал, для детей от 3 до 7 лет — 1800 ккал. Суточная калорийность распределяется следующим образом: для детей от 1,5 до 3 лет: завтраки — 25%, вторые завтраки — 5 %, обеды — 35 %, полдники — 15 %, ужин — 25 %. В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием пищи второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.

Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в детском саду педагоги информируют родителей об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции.

Суммарные объемы блюд по приемам пищи (в граммах)

Возраст детей Завтрак Обед Полдник Ужин
От 1 года до 3 лет 350-450 450-550 200-250 400-500
От 3 до 7 лет 400-550 600-800 250-350 450-600

Чудо-борщ

Суп для детей — главная составляющая часть детского питания, которая активизирует обменные процессы в организме ребенка и является поставщиком питательных веществ необходимых молодому организму. И одним из самых полезных супов является борщ. Борщ помогает улучшить общее состояние здоровья. Это объясняется тем, что в нем содержится большое количество витаминов, антиоксидантов, а также пектинов.

Полезные первые блюда

Все вкусовые привычки закладываются с раннего детства. Полноценным блюдом в обед малыша является суп, он может быть мясным, овощным, можно сварить суп на костном бульоне — все зависит от возраста ребенка. Первые блюда замечательно воздействуют на весь пищеварительный тракт, они согревают стенки желудка, улучшают выделение желудочного и кишечного соков, стабилизируют перистальтику кишечника. Жидкая основа супа быстро впитывается в желудке, улучшает водно-солевой обмен в организме, быстро пополняет энергетические запасы алог нормального роста и развития малыша — правильно составленный рацион питания. Те витамины и элементы, которые поступают в организм ребенка с пищей, обеспечивают правильное функционирование всех внутренних систем Правильно приготовленные супы становятся для малыша источником энергии и главным поставщиком питательных веществ, так необходимых растущему организму.

Ежедневно в меню детского сада входят различные виды супов.

Педагоги регулярно проводят беседы о пользе супа, игры «Из чего варят суп», ребята для разных супов подбирают необходимые продукты, овощи, крупы. Детям очень нравится придумывать свои рецепты. После таких бесед дети начинают ценить пользу супов и овощей и кушают их с большим аппетитом.

Завтракаем вкусно и полезно!

Завтрак — самая важная часть нашего ежедневного меню. Каким должен быть здоровый правильный завтрак? Правильный завтрак — основа каждого дня, ведь без утренних приемов пищи невозможно получить необходимую энергию для полноценной деятельности организма. В детском саду большое внимание уделяется рациону и правильному питанию. Хорошим началом дня служит правильный и полезный завтрак. Утро детей в детском саду непременно начинается с завтрака — с вкусной и полезной молочной каши.

Русская каша — матушка наша!

О пользе каши знает каждый взрослый. Рисовая каша — одна из самых популярных и любимых каш в нашей стране, она полезная, питательная и вкусная. Вкусная гречневая каша — здоровье наше!Каши очень полезный и неотъемлемый продукт детского питания. Они богаты витаминами, микроэлементами, клетчаткой, углеводами и белками. Белки — ценный строительный материал для клеток растущего организма, поэтому очень важно включать в меню малышей каши.

Витамины я люблю, быть здоровым я хочу

Самой актуальной проблемой современного общества является сохранение и укрепление здоровья детей. В первую очередь следует помнить о том, что здоровье — это то, что мы едим. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание — это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. А полезная еда — это прежде всего овощи, фрукты. Поэтому уже начиная с младшего дошкольного возраста следует знакомить детей с понятиями овощи и фрукты, а так же сформировать понимание того, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них содержится очень много витаминов.

Салат на столе

Это правда, что салат
Витаминами богат.
Мама режет сочный лук,
И летают витамины
Невидимками вокруг.

Салаты для детей — это незаменимые блюда, так как они содержат необходимые маленькому организму микроэлементы, нормализуют работу кишечника, приводят в норму детский стул, способствуют формированию культуры питания и помогают малышу не переедать.

Свежие салаты из овощей являются обязательной составляющей повседневного меню. Учеными были проведены исследования, согласно которым было выявлено, что каждый человек для поддержания здоровья должен ежедневно употреблять не менее 500 грамм овощей, зелени, фруктов и ягод.

Дети в детском саду свежие овощи получают ежедневно в виде салатов (морковный, витаминный, свекольный с черносливом, из свежей капусты).

Капуста — королева питания

Детям нужно регулярно употреблять капусту в любом её виде и состоянии, что поможет им оздоровить их ослабленный организм, избежать многих заболеваний. Капуста не только полезный, но ещё и очень вкусный продукт правильного, здорового питания. А разнообразие сортов и приготовленных из неё блюд не знает себе равных. Капустой можно наслаждаться круглый год.

Недаром говорят «Капуста- королева питания». Она содержит почти весь набор витаминов, для нормального роста и развития ребёнка: провитамин А, витамины С, В1, В2, В3, В6, К.

Как известно, дети очень переборчивы в еде, поэтому многие вкусные и полезные продукты отказываются есть. В этот список «нелюбимых продуктов» входит и капуста. Мы попытались помочь детям полюбить этот замечательный продукт питания — знакомили детей с историей появления капусты в жизни человека, выявляли интересные факты в «биографии», какими лечебными, оздоровительными свойствами обладает капуста. В итоге дети полюбили капусту и поняли, что капуста наиболее полезна и необходима любому человеку каждый день.

Этикет за столом

Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно такими мы хотим видеть наших воспитанников. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему мы научим ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если мы будем мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки...

Наши воспитанники ежедневно знакомятся с правилами поведения за столом.

Как правильно сидеть за столом

  • Садиться за стол можно только с чистыми руками
  • Сидеть надо прямо, не раскачиваясь
  • На стол можно положить только запястья, а не локти
  • Руки следует держать как можно ближе к туловищу
  • Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой

Как себя вести во время еды

  • Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно
  • Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них
  • Есть беззвучно, а не чавкать
  • Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво
  • Не забывайте пользоваться салфетками

Хлеб — всему голова

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Хлеб является не только основным продуктом питания, но и наиболее уважаемым. Хлеб уважают, так как он является символом затраченного огромного труда. Без него не обходится ни один приём пищи. Ещё с давних времён принято было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.

О ценности хлеба — как главного продукта на столе постоянно беседуют с детьми наши воспитатели. Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

В дидактической игре «От зернышка до хлебушка» дети вместе с воспитателем проследили какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба.

Ребята узнали о том, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе и сколько людей разных профессий трудится над его производством: агроном, тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь. Воспитатели знакомят детей с пословицами и поговорками:

  • Без хлеба нет обеда
  • Будет хлеб — будет и обед
  • Пока есть хлеб да вода — все не беда

«Хлеб был и остается самым важным продуктом на нашем столе» — сделали вывод ребята.

О пользе кефира

Питание дошкольника должно быть вкусным и полезным. Рациональное питание ребенка является средством для обеспечения отличного физического и умственного развития детей.

Питание дошкольника должно быть калорийным и удовлетворять как ростовые, так и энергетические нужды. Это достигается включением в рацион должного количества белков, углеводов и жиров, кальция.

Один из самых полезных кисломолочных продуктов — кефир. Этот напиток не только отлично справляется с голодом и жаждой, но и благодоря разным целебным свойствам, удовлетворяет потребность организма во многих полезных микроэлементах. Польза кефира заключается в том, что он содержит полезные бактерии. Они помогают восстановить здоровую микрофлору кишечника, усвоить витамины и предохранять от микробов. Этот кисломолочный продукт богат витаминами. Витамин А содержащий в кефире, благотворно влияет на зрение и состояние кожи.

Самые полезные продукты

Яблоки. В них присутствуют кислоты, которые эффективно борются с гнилостными бактериями, а это несет огромную пользу для желудка. Кроме того, польза яблок доказана и для работы сердечно-сосудистой системы. Также в яблоках содержится вещество кварцетин, которое влияет на рост раковых клеток, замедляя их. Для пополнения организма необходимыми микроэлементами диетологами рекомендуется съедать по несколько яблок в полдник.

Лук. В составе лука содержатся вещества, которые эффективны в борьбе с болезнетворными микробами. Кроме того, лук богат каротином, витаминами, среди которых и витамин C, сахаром и минеральными солями. Эфирное масло из лука оказывает бактерицидное действие. Его применяют для лечения многих болезней, в том числе он эффективно снижает уровень сахара в крови, улучшает работу печени, сердечно-сосудистой системы и щитовидной железы, повышает иммунитет, а также эффективен в борьбе с простудными заболеваниями. Своим свойствам лук обязан содержащимся в нем фитонцидам — особым веществам, которые препятствуют размножению болезнетворных микроорганизмов. Кроме лука, полезны морковь, свекла и картофель. Стоит сказать, что даже при термической обработке лук сохраняет свои лечебные свойства.

Чеснок. Чеснок также содержит огромное количество полезных веществ и эффективен против простудных заболеваний. Он пагубно воздействует на вредные микроорганизмы и восстанавливает микрофлору кишечника. Кроме того, его употребление снижает уровень холестерина в крови. Наиболее полезен чеснок в сыром виде, однако после термического воздействия он теряет свой неприятный аромат. Поэтому в выходные, когда не предвидеться встреча и общение с посторонними людьми следует употреблять чеснок в свежем виде.

Орехи. Польза орехов несомненна. В них очень много витаминов и минералов. Их употребление благотворно сказывается на мужской потенции и женском либидо. Очень полезно употреблять орехи для улучшения зрения, для работы сердца, к тому же они снижают риск развития сахарного диабета. Их можно употреблять в качестве дополнения к салатам, а также в виде самостоятельного блюда (в качестве перекусов).

Рыба. Употребление рыбы снижает в несколько раз вероятность развития ишемической болезни сердца. Также в рыбе много ненасыщенных жирных кислот, которые не дают холестерину, поступающего в организм с другой пищей, накапливаться. Идеально заменить употребление мяса рыбой, или включать в рацион больше блюд с рыбой. Особенно полезна лососина, в мясе которой содержатся важные жирные кислоты омега-3, которые могут поступать к нам в организм лишь с пищей или в виде отдельной добавки. Они уменьшают воспаления, способствуют улучшению кровообращения, снижают риск развития рака.

Молоко. Молоко и кисломолочные продукты очень важны для организма, поскольку содержат необходимый для организма кальций, укрепляющий кости. Бактерии, которые содержатся в кисломолочных продуктах, благотворно действуют на работу желудочно-кишечного тракта.

Зеленый чай. Зеленый чай облает рядом полезных свойств для нашего организма. Он снижает вероятность возникновения инсульта, повышает защитные силы организма. Зеленый чай также снижает риск образования опухолей. А о том, насколько полезен зеленый чай для кожи, я вообще молчу.

Мед. Мед можно назвать самым полезным продуктом. Это натуральный заменитель сахара. Используется при лечении многих простудных заболеваний. Кроме того, мед особо полезен для работы сердечно-сосудистой системы.

Бананы. Обладают уникальными свойствами, они снимают стресс и восполняют потерянные силы. В них содержится большое количество витаминов A, C, B6. Их употребление способствует нормализации работы сердечно-сосудистой системы, кишечника, являются прекрасным натуральным слабительным средством. В бананах также много железа, который повышает гемоглобин в крови. Однако, несмотря на все положительные качества бананов, стоит отметить, что они достаточно калорийны, поэтому тем, кто переживает за свою фигуру, не стоит увлекаться их употреблением.

Оливки. О пользе оливок известно достаточно давно. В их составе много витамина E и железа. Очень полезно масло, получаемое из оливок. Поэтому все салаты лучше заправлять именно им. Регулярное употребление оливкового масла, благодаря содержанию в нем мононенасыщенных жирных кислот, снижает содержание холестерина в крови, кровяное давление и риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Цветная капуста и брокколи. Присутствие в рационе цветной капусты и брокколи значительно снижает вероятность развития рака предстательной железы. Содержащиеся в них витамины и микроэлементы (йод, цинк, марганец) не только благотворно влияют на обмен веществ, но и оказывают противоопухолевое действие. В их состав входит белок, который практически равноценен животным белкам. Содержащиеся в этих видах капусты пектиновые вещества, попадая в желудок, предотвращают всасывание токсинов в лимфу и кровь, а также уменьшают воспаления слизистой оболочки.

Обыкновенная белокочанная капуста и зелень. Она богата клетчаткой, которая эффективно выводит холестерин из организма и предотвращает развитие атеросклероза, минеральными солями, микроэлементами и витаминами, в особенности много в ней витамина C. Зелень также полезна для нашего организма, только употреблять ее необходимо сразу, поскольку при хранении теряется много витаминов.

Помидорыы. В их составе присутствует мощный антиоксидант — ликопен, который защищает кожу от воздействия ультрафиолета, предотвращает развитие рака, а также снижает уровень холестерина в крови. Также помидоры богаты клетчаткой, калием и витамином C.

Киви. В данном экзотическом фрукте очень много витамина C, магния, минеральных солей калия и клетчатки, нормализующей пищеварение и выводящей холестерин из организма.

Черника. Черника по праву считается полезным продуктом номер один, так как в огромном количестве содержит антиоксиданты и фитонутриенты, которые нейтрализуют свободные радикалы, тем самым препятствуют развитию рака. Кроме того, регулярное употребление черники снижает риск развития возрастных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера или старческое слабоумие.

Изюм. Очень полезный продукт, обладающий рядом полезных свойств. Укрепляет нервную систему и сердце. В его составе присутствуют вещества, которые способны останавливать рост бактерий, вызывающих кариес и заболевания десен.

Черная фасоль. В стакане черной фасоли содержится 15 г чистого белка без насыщенных жиров, забивающих артерии. Огромная польза фасоли для работы сердца, поскольку в ее составе содержатся клетчатка, железо и огромное количество антиоксидантов.

Клюква. Употребление клюквы эффективно при простудах, поскольку она обладает жаропонижающим действием, а также пагубно воздействует на вирусы при острых респираторных инфекциях. Клюква также эффективна при лечении гипертонии.

Это далеко не весь список, кроме названных продуктов можно отметить чернослив и темные сливы, чёрную смородину и черноплодную рябину (арония), тёмные сорта винограда, баклажан, вишню и черешню, шпинат, артишоки, малину, гранат, грейпфрут, землянику, ежевику, какао и низкокалорийные изделия из него. Также полезно употреблять в пищу проростки фасоли, гороха, кресс-салата, пшеницы.

Однако знания продуктов, оказывающих полезное и вредное воздействие, еще недостаточно. Необходимо регулировать питание с учетом особенностей собственного организма. Правильное и сбалансированное питание — путь к здоровью. Не забывайте об этом.

Питание ребенка во время простуды и гриппа

Дети в большей степени подвержены заражению вирусной инфекцией и болеют раз в пять чаще, чем взрослые, по причине большого контакта с другими детьми в детских садах и школах. Ведущие педиатры страны считают, что 6–7 раз в год для ребенка ОРВИ — это даже норма.

В лечении вирусной инфекции медицине отведено 10 %, остальное зависит от правильного питания и образа жизни. При легком течении инфекции особых изменений в питании детей не происходит, снижение аппетита появляется при повышении температуры выше 37,8 C, интоксикации, боли в горле.

В первые два-три дня простуды ребенок теряет аппетит, особенно к твердой пище, и он имеет на это право, все силы уходят на борьбу с инфекцией, не стоит затрачивать энергию на переваривание пищи. А вот пить ребенку нужно обязательно. Поступление жидкости в первые дни заболевания гораздо важнее поступления пищи, ведь при повышении температуры организм теряет много жидкости через учащенное дыхание, горячую кожу, пот. Вирус выделяет токсины и выпиваемая жидкость будет снижать их концентрацию в крови. Поэтому чем больше ребенок будет пить, тем лучше будет его самочувствие.

Объем выпиваемой жидкости должен ровняться 1,5–2 литрам в зависимости от возраста. При повышении температуры на каждый градус можно дополнительно увеличивать объем жидкости на 100–150 мл. Предлагайте ребенку пить каждые полчаса-час. Обычно аппетит появляется при снижении температуры, график питания может быть резко сдвинут, но какое бы время суток не было, если ребенок изъявил желание поесть, предложите ему легкую и вкусную пищу. Лучше, чтобы это был теплый, жидкой консистенции растительный или кисломолочный продукт.

 

Что давать ребенку есть?

Овощи и фрукты. Овощи, фрукты и ягоды являются источниками витаминов, минералов и нормализуют работу кишечника. Подавать их стоит в свежем и запеченном виде, в виде нарезок, рагу, салатов. Если ребенку тяжело есть овощи, можно приготовить из них сок с мякотью. Чтобы не спровоцировать аллергическую реакцию у ослабленного организма, лучше остановится на отечественных растительных продуктах питания, выбирать бело-желтой и зеленой окраски. Неплохо в период болезни подойдут бананы, они и калорийны, и избавят от симптомов — тошноты, рвоты и диареи. Зимой из местных продуктов по содержанию витамина С лидирует квашеная капуста. Обязательно добавляйте в блюда свежую зелень.

Кисломолочные продукты. Легко и быстро усваиваются, питательны, нормализуют работу кишечника. Не стоит заставлять ребенка есть мясо в период болезни. Оно усваивается хуже растительной и кисломолочной пищи. Но если ребенку захотелось мясного, то не отказывайте и приготовьте котлету или цельный кусочек мяса на пару. Сварите куриный бульон с румяными тостами. Доказано, что он способствует снижению воспаления.

Чеснок и лук — стимуляторы иммунной системы. Чеснок давно зарекомендовал себя как мощное противовирусное средство. В нем содержится витамин С, микроэлементы и фитонциды, фермент лизоцин, что придает ему бактерицидные свойства. При ангине и кашле хороши ингаляции паров чеснока. Употреблять лучше в сыром виде 2–3 зубчика в день, для ребенка можно тертый чеснок перемешать с тертым яблоком и медом. Этим же тертым чесноком при кашле можно натереть грудь и плечи. Лук содержит витамины, минеральные соли. Как и чеснок, за счет содержания фитонцидов он имеет способность убивать вирусы и бактерии, возбуждает аппетит, лук с фиолетовой кожурой слаще и на вкус ребенку понравится больше.

Мед. Мед способствует укреплению иммунитета, повышает сопротивление организма любым вирусам и бактериям, обладает жаропонижающим и противовоспалительным эффектом, усиливает потоотделение, улучшает кровообращение в горле, ротоглотке и носу, тем самым уменьшает количество приступов кашля, смягчает горло и помогает быстрее уснуть. Осторожно! Некачественный мед способен вызвать аллергическую реакцию.

Из всего ассортимента отдать предпочтение следует липовому меду. Именно он подходит больше в лечении трахеитов, бронхитов, ларингитов. Отхаркивающим свойством обладает мед клеверный и акациевый. Также при простуде рекомендуется мед хвойных деревьев (сосны, ели, пихты и др.). Он уменьшает кашель, обладает антиспастическим, противовоспалительным и успокаивающим действием. Запомните! Мед нельзя класть в горячий чай. Считается, что при воздействии высоких температур из него выделяются канцерогенные вещества (вещества, которые провоцируют онкологические заболевания). Добавляйте мед в остывший до 50–60 C° чай.

Примеры блюд

  • Куриный бульон, щи из квашеной или свежей капусты
  • Овощное рагу, запеченные баклажаны с творогом, макароны с тушеными овощами, яйцо, сваренное вкрутую, картофельное пюре с кефиром или салатом
  • Каши с добавлением сливочного масла, меда, сухофруктов, неострый плов
  • Творожная запеканка, сырники, блинчики с творогом, блинчики с фруктово-ягодной начинкой (подавать их можно с ягодным компотом)
  • Печенье, гренки, бутерброды, тосты с теплым чаем; салаты из свежих огурцов, помидоров и зелени, винегрет с квашеной капустой и луком, салат из свежей моркови с добавлением чеснока и сыра, салат из свежих огурцов с зеленым горошком и луком
  • Фруктовое желе, яблочное пюре, запеченные яблоки

Источник: Сайт «Детское питание»

Сайты о питании

Питание — на сайте предложены рекомендации по питанию детей

detskoe-menu.ru — Меню ребенка и рацион питания детей

Kuking.net — на данном сайте находится масса рецептов для ребенка любого возраста

Поваренок.ru — множество вкусных блюд с рецептами и фото для Ваших детей

Say7.info — кулинарные рецепты с пошаговыми фотографиями

«Детские рецепты» — кулинарный блог

Здоровая еда — сайт о правильном и полезном питании

ollforkids.ru — сайт для детей и родителей. Готовим ребенку. Особенности детской кулинарии

кулинарам.рф — Кулинарные рецепты — про еду, как и что приготовить на ужин вкусно. Домашние рецепты с фото блюд для детей

Кулинария для детей — на данном сайте вы можите найти мрного рецептов для детей

Готовим дома — Кулинарный сайт для родителей и детей

Готовим дома рецепты — кулинарные рецепты, которые с легкосьтью можно приготовить дома

Готовим Дома — лучшие рецепты для домашнего приготовления

Кулинямка — кулинарный сайт

Среднесуточная норма физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

Название Функция Источник (продукты, содержащие элемент) Суточная норма для детей 3-7 лет
Кальций Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца. Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. 800-1100 мг
Фосфор Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. 800-1650 мг
Магний Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. 150-250 мг
Натрий и Калий Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. Поваренная соль — натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад — калий. Точно не установлена
Железо Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью. Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. 10-12 мг
Медь Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани. Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. 1 — 2 мг
Йод Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени. Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. 0,06 — 0,10 мг
Цинк Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А. Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. 5-10 мг

Нормативные правовые документы по организации питания в общеобразовательных учреждениях

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»

2. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»

Нормативные акты Правительства Российской Федерации

3. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г . № 1873-р)

Федеральные законы

4. Закон Российской Федерации от 7.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»

5. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

6. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

7. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

8. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

9. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

10. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

11. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госудасртвенных и муниципальных нужд»

12. Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»

13. Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию»

14. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»

15. Федеральный Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии»

Ведомственные нормативные акты

15. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 февраля 2007 г. № 54 «О мерах по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора за организацией питания в образовательных учреждениях»

16. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 мая 2007 г. № 0100/4962-07-32 «О действующих нормативных и методических документах по гигиене питания»

17. Приказ Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. № 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений»

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

18. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.4.050-96 «Производство и реализация рыбной продукции» (утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 11 марта 1996 г. № 6)

19. Гигиенические нормативы ГН 2.3.3.972-00 «Предельно допустимые количества химических веществ, выделяющихся из материалов, контактирующих с пищевыми продуктами» (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 апреля 2000 г.)

20. Санитарные правила СП 2.4.990-00 «2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 ноября 2000 г.)

21. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 г. № 23)

22. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. № 31)

23. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 36) 30

24. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 13)

25. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 марта 2003 г. № 20)

26. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. № 59)

27. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2003 г. № 98)

28. «Организация детского питания» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1940-05 (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 3)

29. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. № 45)

30. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189)

31. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 25)

32. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю) (утверждены решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299)

33. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 2013 г. № 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13 «САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

34. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2011 г. № 22)

Методические рекомендации и указания

35. Методические указания МУК 2.3.2.721-98 «2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище» (утверждены Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации 15 октября 1998 г.)

36. Методические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии медицинских наук «Ассортимент и условия реализации пищевых продуктов, предназначенных для дополнительного питания учащихся образовательных учреждений» (утверждены Межведомственным научным советом по педиатрии и Межведомственным научным советом по гигиене и охране здоровья детей и подростков 2 июля 2002 г. Протокол № 4)

37. Методические рекомендации МР 2.3.1.1915-04 «Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ» (утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2 июля 2004 г.)

38. Методические рекомендации № 0100/8604-07-34 «Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет» (утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24 августа 2007 г.)

40. Методические рекомендации № 0100/8605-07-34 «Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в государственных образовательных учреждениях» (утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24 августа 2007 г.)

41. Методические рекомендации № 0100/8606-07-34 «Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах» (утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24 августа 2007 г.)

42. Методические рекомендации MP 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 декабря 2008 г.)

43. Методические рекомендации по организации питания обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях (утверждены приказом Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. № 213н/178)


Локальные акты

Печать E-mail