80 лет Победы в Великой Отечественной войне

 

  Указ Президента Российской Федерации от 31.07.2023 № 568 «О подготовке и проведении празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»

Сурков Василий Иванович (10.02.1925-13.09.1943г.г.) прапрадедушка Борзенкова Тимофея

Герой Советского Союза.

Автоматчик 975-го стрелкового полка 270-й стрелковой дивизии 43-й армии Калининского фронта, красноармеец.

Родился 10 февраля 1925 года в селе Владимировка Хворостянского района Самарской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов, курсы комбайнеров. Работал в МТС в колхозе. Член ВЛКСМ.

В Красной Армии с февраля 1943 года. Учился в Куйбышевском пехотном училище, которое не окончил в виду отправке на фронт.

В боях Великой Отечественной войны с 1 августа 1943 года. Сражался на Калининском фронте. Участвовал в Духовщинской наступательной операции.

Автоматчик красноармеец Сурков в районе деревни Тарасово (Духовщинский район Смоленской области) 13 сентября 1943 года в критический момент боя бросился к ведущему огнь вражескому пулемету и закрыл его своим телом. Ценою жизни способствовал выполнению боевой задачи ротой.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкофашистскими захватчиками и проявление при этом мужество и героизм красноармейцу Суркову Василию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Похоронен в городе Демидов Смоленской области.

Приказом Министра Обороны СССР В. И. Сурков навечно зачислен в списки воинской части.

Именем Героя на родине названы две школы. На улице имени Героя в Демидове установлена мемориальная доска, в семе Владимировка-памятник, в селе Борок Духовщинского района — обелиск. Имя Героя носит профтехучилище № 6 в Самарской области. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».

Выставки рисунков детей: «Маленькие художники о большой войне».

  • «День Победы»;
  • «Военная техника».

Цель:

воспитание чувства гордости и благодарности солдатам и офицерам Великой Отечественной войны, спасшим человечество от фашизма; воспитание уважения к ветеранам.

Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дети не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи, рассказывают истории, задают вопросы, играют, размышляют.

Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа. Из бесед с дошкольниками постепенно выясняется, что они знают о своих родных или близких, знакомых, бывших фронтовиках, военных, об их воинских званиях, наградах, роде войск.

Работа, проводимая в мине-музее «Всем тем, кто ковал Победу!», лишний раз убедила в том, что серьезное ознакомление старших дошкольников с войной необходимо. Но вопрос лишь в том, как и с чем их знакомить: не следует взваливать на детские плечи всю правду о войне, так как она порой губительна даже для взрослого человека. Поэтому, беседуя с воспитанниками о войне, всегда приходится помнить о сохранении меры и такта к ее правде.

В результате проводимой работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в группе продолжается. Действующие мини-музеи группы продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музея. Приложение по работе в мини-музее «Всем тем, кто ковал Победу!» Картотека дидактических игр.

«Вспомни и назови пословицу»

Цель: Закрепление знаний пословиц о солдатах, военном долге, Родине.

Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч. Ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о Родине, смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.

  • «За край свой насмерть стой»,
  • «Сам погибай, а товарища выручай», «С родной земли — умри, не сходи»,
  • «За правое дело стой смело»,
  • «Где смелость, там победа»,
  • «Друг за друга стой — выиграешь бой»,
  • «Жить — Родине служить»,
  • «Счастье Родины — дороже жизни»,
  • «Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».
  • «Один в поле не воин»,

«Назови пословицу о солдате»

Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.

Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.

  • «Сам погибай, а товарища выручай», «С родной земли — умри, не сходи»,
  • «За край свой насмерть стой»,
  • «За правое дело стой смело»,
  • «Жить — Родине служить»,
  • «Счастье Родины — дороже жизни»,
  • «Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».

«Кем я буду в Армии служить?»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; воспитывать гордость за нашу Отчизну.

Ход игры

Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию. Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.

«Кто защищает наши границы»

Задачи: закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры
На карте России воспитатель показывает границы нашей страны.
Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде.
Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя.
Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ.
Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

«Составь карту»

Задачи: закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игры
Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д.
Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей, целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.

«Отгадай военную профессию»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.

Ход игры

Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий.

Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

«Защитники Отечества»

Цель: закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии; закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества; развивать речь, умение классифицировать предметы.

Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события на военную тему (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет, парад, вечный огонь).

В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок) раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Задача детей — определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.

«Защитники Отечества» игра-лото

Задачи: развивать внимание и память ребёнка; развивать речь ребёнка: пополнять словарный запас о некоторых видах военно-боевой техники; о некоторых видах званиях солдат; о некоторых атрибутах военных солдат; развивать детскую фантазию; упражнять ребёнка в умении логически мыслить, объясняя свои действия; воспитывать усидчивость.

Состав игры: 5 основных треугольных поля раскрашенных в виде флага России и 25 карточек.

Описание игры:

Перед началом игры дети с помощью считалочки выбирают ведущего:

Аты-баты-шли солдаты,
Аты-баты-на базар,
Аты-баты-что купили?
Аты-баты-самовар.
Аты-баты-сколько стоит?
Аты-баты-три рубля.
Аты-баты-кто выходит?
Аты-баты-это я! (он и раздаёт всем игрокам поля — карточки и становится ведущим).

На каждой поле-карточке есть своя эмблема с войсками (Морской флот, Воздушно-десантные войска, Президентские войска, Связисты, Танкисты). Затем ведущий показывает по одной карточке, а игроки должны определить, кому она подходит. Кто первым заполнит все 5 карточек, выигрывает. А остальные игроки продолжают играть до конца.

«Парад военной техники»

Задачи: закреплять умение ориентироваться на плоскости (справа — слева, вверху — внизу, в середине в углу), различать правую и левую руку, обозначать в речи взаимное расположение предметов, согласовывать числительные с существительными.

Закреплять знание государственных символов.

Дети располагают на магнитной доске картинки воинов и военной техники, согласно указаниям воспитателя, В центр площади устанавливают государственные символы — герб и флаг России. Считают различные предметы, согласовывая числительные с существительными.

Сюжетно-ролевые игры.

«Мы военные разведчики» Задачи:

развить тематику военизированных игр; учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными; воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии;

Игровые действия. Воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

Игровой материал: элементы военной одежды для детей, оружие. «Профессия — военные» Задачи:

совершенствовать умение детей совместно строить и творчески развивать сюжет игры; учить детей сочетать плановость игры с импровизацией, использовать разнообразные средства выразительности в игре; воспитывать желание сотрудничать и помогать друг другу, считаться с интересами других. Соблюдать правила игры.

Предварительная работа:

  • Чтение художественных произведений: А. Барто «На заставе», Л.Кассиль"Твои защитники«, 3. Александрова «Дозор» и др.
  • Рассматривание армейских фотографий пап.
  • Выставка «Военная техника сегодня»
  • Рассматривание альбома о военных профессиях
  • Разучивание стихов и песен
  • Спортивный праздник Оборудование:
  • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Военные», «Концерт», «Театр», «Магазин», «Больница», «Столовая», «Парикмахерская».
  • Ширма, костюмы и т.д.
  • Фуражки, пилотки, жилеты, ремни.
  • Бинокли, рации, телефоны.
  • Модули, строительный материал.
  • Игрушки.
  • Бросовый материал, заменители.
  • Музыкальное сопровождение для выступления артистов.

Обогащение игрового опыта:

  • Упражнение «Военная карьера» (генерал, майор, капитан, прапорщик,лейтенант, сержант)
  • Боевое задание (составление шифровок или разгадывание их)
  • Игра «Солдатская рыбалка»
  • Полигон ( выполнение физических упражнений по заданной схеме)Активизация общения детей и воспитателя:

Пословицы:

  • Дисциплина — мать победы.
  • Один в поле не воин.
  • Лопата верный друг солдата.
  • Командирский приказ, что отцовский наказ
  • Сам погибай, товарища выручай
  • На утреннюю поверку становись (перекличка солдат)
  • Сообщение по рации: «Звезда» ответьте «Соколу». Срочно требуется медицинская помощь рядовому.
  • Узел связи сообщает, после обеда получить почту.

Методические приемы.

  • Организационный момент. Беседа воспитателя с детьми о профессии военных.
  • Совместное обсуждение и распределение ролей. Самостоятельный выбор атрибутов. Строительство сооружений для игры. ( например: гараж для военной технике)
  • Воспитатель берет на себя косвенную роль корреспондента, который хочет написать статью о службе в Армии в очень модном журнале «Дружная семейка».
  • Обыгрывание ролей (стрельба в тире, «Полоса препятствий» — доставить пакет в штаб, предложить сделать перерыв на обед)
  • Приезд артистов. Подготовка к концерту.(обед, причёски, костюмы)
  • Концерт артистов.

7.Завершение игры. Воспитатель говорит детям, что он готов написать интересную статью о службе в Армии. Ему очень понравилось, как солдаты служат в Армии, как защищают свою страну.

Художественная литература о войне для детей.

  • С.П.Алексеев. Рассказы из истории Великой Отечественной войны.
  • С.М. Георгиевская С. Галина мама.
  • Ю.П.Герман. Вот как это было.
  • В.Ю. Драгунский Арбузный переулок.
  • А.М. Жариков. Смелые ребята.
  • Юнбат Иванов. Максим в отряде.
  • Л.Кассиль. Рассказ об отсутствующем. У классной доски. Обыкновенные ребята. Твои защитники.
  • В.А.Осеева. Андрейка. Три сына.
  • К.Г. Паустовский. Стальное колечко.
  • Ходза Н. Надо спасать детей! Детей увозят в тыл.
  • Шишов А. Лесная девочка.
  • Яковлев Ю. Как Сережа на войну ходил.

Стихи детям о войне.

  • Усачев А. «Что такое День Победы»
  • Благинина Елена -«Шинель»
  • М. Исаковский «Навеки запомни!

Картотека фильмов и мультфильмов о В.О.В. детям.

  • Фильм «Стальное колечко»
  • Фильм по повести «Девочка из города» .
  • Мультфильм «Солдатская сказка».
  • Мультфильм «Василек» .
  • Мультфильм «Салют».
  • Фильм «Жила-была девочка».
  • Фильм «Зимнее утро».
  • Фильм «Морской охотник».
  • Мультфильм «Сильные духом крепче стены».

Примерное планирование образовательной деятельности по работе в мини-музеи «Всем тем, кто ковал ПОБЕДУ!»

Средняя группа

Тема: «Наша армия родная» Мероприятия:

  • Рассматривание картинок, иллюстраций с изображениями солдат, моряков, летчиков, танкистов.
  • Игра с дидактическими игрушками (солдатиками, военная техника) «Наша армия сильна, охраняет мир она»
  • Обсуждение пословиц («У родного гнезда и ворона орла побивает», «Один в поле не воин», «Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха», «За край родной иди бесстрашно в бой», «Чужой земли не хотим, но и своей не дадим», «Кто за Родину горой, тот истинный герой»)

Тема: «Военная форма»

Мероприятия:

  • Рассматривание картинок в тематической папке «Военная форма» и музейных экспонатов (формы солдата, моряка, летчика, танкиста и др.)
  • Ручной труд «Солдатская пилотка» (закрепление знаний об элементах военной формы солдата)
  • Чтение стихотворения Е. Благининой «Шинель»
  • Дидактическая игра «Подбери пару» (закрепление умения различать по форме солдата, моряка, летчика, танкиста, пограничника, десантника). Тема: «Военная техника» Мероприятия:
  • Беседа «Военная техника» (формирование представлений о военной технике, находящейся на вооружении российской армии)
  • Дидактическая игра «Собери картинку»
  • Раскрашивание картинок с контурными изображениями танков, военных самолетов и кораблей
  • Отгадывание загадок про военную технику

Тема: «День защитников Отечества» Мероприятия:

  • Прослушивание музыки Г. Свиридова «Военный марш»
  • Художественное чтение: В. Коржиков «Вот, какой Пахомов!»
  • Дидактическая игра «Назови пословицу» Закрепление знаний пословиц о солдатах, военном долге, Родине. («Сам погибай, а товарища выручай», «Один в поле не воин», «За правое дело стой смело», «Жить — Родине служить», «Кто оружием умело владеет, тот врага одолеет» др.) Тема: «День Победы» Мероприятия:
  • Дидактическое упражнение «Закончи фразу» («Нет в мире краше Родины ... (нашей)», «Береги землю родимую как мать ... (любимую)», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не ... (жалей») и др.
  • Чтение стихотворения А. Усачева «Что такое День Победы?»

Старшая группа Тема: «Начало войны» Мероприятия:

  • Беседа «Начало войны» (закрепление знаний о начале войны)
  • Рассматривание плаката И. Тоидзе «Родина — мать зовет!»
  • Прослушивание песни «Священная война» (муз.А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача) (формирование представлений о масштабах войны, что песня стала своеобразным гимном защиты Отечества)
  • Прослушивание марша В.Агапкина «Прощание славянки»

Тема: «Рода войск» Мероприятия:

  • Рассматривание картинок, иллюстраций с изображениями мотострелков, связистов, артиллеристов, саперов, воздушных десантников, морских пехотинцев, ракетчиков и др.
  • Дидактическая игра «На войне как на войне» (закрепление знаний о разных родах войск, формирование умения определять принадлежность предмета или события представителю тех или иных родов воск) Тема: «Куйбышев -Запасная Столица»

Мероприятия:

  • Рассматривание картинок, иллюстраций о трудовых подвигах Самарцев, беседа по картинкам.
  • Изготовление наглядного пособия «Куйбышев — запасная столица»
    (формирование представлений о трудовой славе нашего города во время ВОВ) -Дидактическая игра «Посылка на фронт».

Тема: «На привале» Мероприятия:

  • Рассматривание репродукции картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» -Разучивание частушек о войне.
  • Беседа «Кто сказал, что нужно бросить песню на войне?» (формирование представлений о песнях военных лет, истории их создания и значении в жизни людей в военное время) Тема: «Ордена и медали» Мероприятия:
  • Беседа «Боевые награды» (формирование представлений о боевых наградах времен Великой Отечественной воины 1941-1945 гг. за подвиги, героизм, преданность Родине)
  • Дидактическая игра «Сложи правильно» (разрезные картинки) (формирование умения различать ордена и медали времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)

Тема: «Годы, опаленные войной» Мероприятия:

Экскурсия к местам боевой и трудовой славы (г. Самары).Совершенствовать знания детей о том, что 9 Мая вся наша страна отмечает День Победы. Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории, чтить память о погибших в Великой Отечественной войне. Воспитывать чувство гордости за воиновзащитников.

Тема: «Георгиевская ленточка» Мероприятия:

  • Художественное чтение В.Орлов «Парад»
  • Прослушивание песни «День Победы» (муз.Д.Тухманова, сл. В.Харитонва)
  • Акция «Георгиевская ленточка» (формирование знаний о символе Дня Победы, об истории возникновения георгиевской ленты; воспитание интереса и уважения к историческому прошлому своей Родины; изготовление георгиевской ленточки)

Подготовительная к школе группа

Тема: «Партизанское движение» Мероприятия:

  • Рассматривание репродукции картины С.Герасимова «Мать партизана»
  • Беседа «Солдатская каша» (ознакомить с питание армейского состава в полевых условиях). Тема: «Герои войны» Мероприятия:
  • Слушание песни «Три танкиста» (муз.Дм.и Дан. Покрасс, сл. В.Лебедева-Кумача)
  • Художественное чтение С.Алексеев «Герои Великой Отечественной войны»

Тема: «Дети войны» Мероприятия:

  • Рассматривание картинок с изображениями детей времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
    Беседа «Пионеры-герои Великой Отечественной войны» (сформировать представление о героизме и подвиге детей о времена Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)
  • Тема: «Памятники героям Великой Отечественной войны» Мероприятия:
  • Презентация «Скульптуры и памятники воинам ВОВ», рассматривание альбома и открыток «Памятники героям Великой Отечественной войны Самарской губернии»
  • Рассматривание сюжетной картинки «Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата города Самары»
  • Беседа «Знамя Победы» (формирование представлений о том, что люди всегда помнят о защитниках Отечества)
  • Чтение стихотворения М.Исаковского «Навек запомни!»

Тема: «День Победы Мероприятия:

  • Рассматривание альбомов «Города-герои»
  • Просмотр слайдовой презентации «Города-герои»